ИНДИЙ АВИАНОСЕЦ «ВИКРАМАДИТЬЯ», БЫВШИЙ «АДМИРАЛ ГОРШКОВ»
INDIUM AIRCRAFT CARRIER «VIKRAMADITYA», FORMER «ADMIRAL GORSHKOV»


ИНДИЙ АВИАНОСЕЦ «ВИКРАМАДИТЬЯ», БЫВШИЙ «АДМИРАЛ ГОРШКОВ»


Индийские военные моряки заинтересовались российским крейсером «Адмирал флота Советского Союза Горшков» давно, первое знакомство представителей ВМС Индии с крейсером проекта 11434 произошло в середине 1990-х гг. Первоначально индийская сторона предполагали купить корабль и базировать на нем самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Sea Harrier английского производства. Тогда передача тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) планировалась в два этапа. На первом российская сторона производила только ремонт, индийская эксплуатировала его с СВВП. В дальнейшем, на втором этапе предполагался ремонт и переоборудование крейсера под «традиционные» самолеты со взлетом с трамплина и посадкой на аэрофинишер.
Вопрос о продаже Индии российского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и последующем его переоборудовании в авианосец был практически решен в конце 1990-х годов. По заявлению одного из адмиралов Главного штаба ВМФ, было сказано, что «Адмирал Горшков» – прекрасный корабль, но у нас нет средств, чтобы его модернизировать, возвратить в боевой строй российского флота полноценной единицей. В результате он был передан Индии в дар с условием оплаты ремонта и переоборудования. Переговоры длились долго. Корабль терял товарный вид, он стоял несколько лет на верфи судоремонтного завода под Мурманском. В декабре 1998 года, после визита в Индию премьер-министра Е.Примакова, все таки был подписан окончательный меморандум. Тогда были подписаны Соглашение о реализации Программы военно-технического сотрудничества до 2010 года и Меморандум о взаимопонимании, касающийся бесплатной передачи ВМС Индии тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал Горшков”.
Однако ясности относительно типа самолетов, которые будут базироваться на индийском авианосце, еще не было. В Дели так и не решили ничего относительно оснащения крейсера МиГ-29К, не исключалась возможность в дальнейшем о вооружении индийского авианосца палубным вариантом истребителя Су-27.
Российская сторона, согласившись на продажу «Адмирала Горшкова», настаивала, что на авианосце должны базироваться непременно российские палубные истребители МиГ-29К или Су-33 (Су-27К). Разработчиками этих самолетов выступали давние и традиционные конкуренты МАПО-МиГ и ОКБ имени П.О.Сухого. Они в борьбе за выгодный контракт на палубную авиацию в ок. 1 млрд. долларов использовали все цивилизованные и не очень средства. Здесь использовались способы от прямого давления на Минобороны, «Росвооружение», представителей ВМФ Индии до жесткого лоббирования своих интересов в правительстве, Совете безопасности и других властных структурах. В результате это только усложнило переговоры и затянуло подписание контракта.
Но уже в январе 1988 года представители ВМС Индии склонились к размещению на корабле корабельных истребителей МиГ-29К и возможности приема СВВП «Си Харриер». Одной из причина переоборудования тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Горшков» под использование самолетов горизонтального взлета МиГ-29К являются климатические условия в районе Индийского океана. Как показали испытания, проведенные в восьмидесятые годы в Индийском океане на авианосце аналогичного проекта ТАКР «Новороссийск» – показали, что использование самолетов вертикального взлета типа в этом регионе невозможно в силу высокой температуры и чрезмерной влажности воздуха.
С этой же проблемой столкнулась Великобритания при использование самолетов Sea Harrier в Средиземном море в период боевых действий в Югославии. В результате вначале было принято решение о замене двигателей на более мощные, а затем вообще о списании самолетов Sea Harrier в 2004-2006 гг.
Следующий шаг был сделан в конце марта 1999 года, когда в Индии с официальным визитом находился министр обороны РФ И.Сергеев. Подписаны соглашение об обучении индийских военных специалистов в вузах МО РФ и план сотрудничества МО России и Индии. Тогда в ходе визита в Дели министра обороны РФ маршала И.Сергеева была достигнута договоренность о передаче Индии для боевого использования тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».

В 1999 году начались технические переговоры (техническая проработка будущего контракта), с индийской стороны переговоры возглавлял адмирал Арун Прокаш (в настоящее время начальник штаба ВМС Индии). Тогда же А.Прокаш заявил главкому ВМФ РФ Куроедову, что если бы российская сторона предложила для передачи ВМС Индии ТАКР типа «Адмирал Кузнецов», то Индии согласилась с базированием на нем истребителей Су-27К (Су-33). В случае же с ТАКР «Адмирал Горшков» более предпочтителен многоцелевой самолет типа МиГ-29К.
Когда стало известно, что модернизировать корабль будут российский ОПК, и за это индийская сторона готова оплатить большие суммы в долларовом исчислении, в конкурентную борьбу вступили руководители Санкт-Петербурга и Северодвинска. Питерский губернатор В.Яковлев настаивал, чтобы ремонт и модернизация авианосца осуществлялась на Балтийском заводе, у которого был опыт строительств крупных надводных кораблей (здесь были построены атомные ракетные крейсера проекта 1144). К тому же это могло сэкономить средства на перевозку в Северодвинск огромного количества оборудования, комплектующих и материалов, необходимых для ремонта. Но в результате многих перипетий, борьбы в московских кабинетах северодвинцы победили, контракт достался ПО «Севмаш». Это позволит загрузить работой до 3000 специалистов-кораблестроителей.
Тем временем продолжались переговоры по контракту на переоборудование тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) “Адмирал Горшков”. В ходе официального визита в Индию президента РФ В.Путина в октябре 2000 года был подписан новый широкомасштабный оборонный контракт между двумя странами. На переговорах в Дели в очередной раз была решена судьба авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Как сообщили индийские военные источники, контракт предусматривает закупку у России для индийских ВМС по меньшей мере 22 палубных истребителей МиГ-29К. Как ранее заявил начальник штаба индийских ВМС Сушил Кумар, в будущем республика намерена закупить у России дополнительно 20 палубных истребителей МиГ-29К, которые будут базироваться на новом индийском авианосце.
В ходе визита президента В.В.Путина было подписано межправительственное соглашение о передаче Индии тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал Горшков” в дар с последующим ремонтом и переоборудованием. Специалисты ВМС неоднократно детально знакомились с состоянием этого корабля, который в середине 1990-х годов был выведен из состава ВМФ России. По условиям соглашения с Россией индийская сторона будет финансировать ремонт и модернизацию крейсера на российских предприятиях, а также купит до 50 палубных истребителей МиГ-29К. Все это обойдется Индии в сумму несколько млрд. долл.
Реальная работа по деталям контракта по переоборудованию «Адмирала Горшкова» с ВМС Индии проводились с февраля 2002 года, стоимостная составляющая была определена в июле 2002 года, последние консультации и согласование документа выполнены в декабре 2003 года.

20 января 2004 года в ходе официального визита в Индию министра обороны РФ С.Иванова был подписан контракт ГК «Рособоронэкспорт» с индийской стороной о ремонте и переоборудовании ТАКР «Адмирал Горшков» в авианосец для их ВМС. В пакет подписанных документов входит до 20 отдельных контрактов. В итоговом договоре учтены не только условия передачи крейсера, но также оговорены детали, касающиеся полного переоборудования “Адмирала Горшкова” и поставок запасных частей и агрегатов, необходимого оборудования для эксплуатации. По договору с индийской стороной предусматривается ремонт корабля, его модернизация и переоборудование по проекту 11430, подготовка экипажа, создание береговой инфраструктуры и другое. Модернизации и доработке подлежит около 70% оборудования, конструкции и вооружения корабля.
По соглашению корабль будет переоборудован под использование самолетов горизонтального взлета МиГ-29К. Поставка авиагруппы из истребителей МиГ-29К осуществляется по отдельному соглашению с РСК «МиГ». Индия приобретает до 28 истребителей МиГ-29К (в том числе несколько в учебно-боевом варианте) на общую стоимость 600-670 млн. долларов. Вертолеты радиолокационного дозора Ка-31 были закуплены ВМС Индии другими соглашениями, и они также могут базироваться на “Адмирале Горшкове”. В авиационную группу корабля войдут также противолодочные вертолеты Ка-28. Вся авиагруппа может оцениваться в 800 млн. долларов.
Фактически сразу с момента подписания контракта начались работы в цехах ПО «Севмаша» (генеральный директор В.П.Пастухов). Были созданы новые участки для ремонта оборудования крейсера, изготовлена оснастка, подготовлены складские помещения, разработана необходимая документация. Все это позволило незамедлительно приступить к первому этапу выполнения контракта, ПО «Севмаш» заключило договора с проектными организациями: Невским ПКБ, 51-м институтом ВМФ, Санкт-Петербургским технологическим институтом.
Специально для координирования проекта на «Севмаше» открыто представительство государственной компании «Рособоронэкспорт». Сегодня ПО «Севмаш» уже выполнило первые три этапа работ по проекту 11430 (ответственный сдатчик И.Э. Леонов), пока все идет по намеченному графику. Но еще остается большой объем работ. И если они будут выполнены без срывов, то работы на корабле завершаться в 2008 году и авианосец должен уйти в Индию в намеченные сроки на место постоянного базирования.
Во второй половине 1995 года, в связи с возможной продажей корабля правительству Индии, Невское ПКБ разработало проектные предложения по превращению его в авианосец с трамплинным взлетом и аэрофинишерной посадкой истребителей массой до 22 т. По оценкам, модернизированный и переоборудованный корабль будет иметь полное водоизмещение более 45400 т. По проекту внешний вид корабля претерпит существенные изменения. Значительно уменьшается длина надстройки, за ней к корме устанавливается мачта ферменной конструкции с антеннами радиосвязи. Вместо РЛС «Марс-Пассат» с ФАР устанавливается станция типа «Подберезовик» с вращающейся антенной.
На крейсере планируется демонтировать комплекс из 12 крылатых ракет «Базальт», 100-мм артустановки АК-100, зенитно-ракетный комплекс «Кинжал», гидроакустический комплекс, некоторые надстройки. Это позволит значительно увеличить площадь полетной палубы, создать благоприятные условия для базирования и эксплуатации истребителей МиГ-29К, продлить полетную палубу до носовой оконечности и сильно ее расширить, оборудовать в носу корабля трамплин с углом схода 14, а в кормовой части посадочной полосы установить три комплекта аэрофинишеров.
Длина полетной палубы после модернизации должна составить до 280 м. На полетной палубе будет находиться взлетная полоса длиной 195 м с трамплином и двумя стартовыми позициями для самолетов МиГ-29К, угловая посадочная полоса длиной 198 м и шириной в 22 м с тремя тросовыми аэрофинишерами, до шести площадок для взлета и посадки вертолетов. Благодаря этим мероприятиям на корабле смогут базироваться до 30-34 летательных аппаратов, в том числе 21 истребитель МиГ-29К и 13 вертолетов различного назначения типа Ка-28 и Ка-31 по одному варианту, и 24 истребителя и шесть вертолетов – по другому. Возможно базирование на корабле тяжелых противолодочных вертолетов «Си Кинг».
Из систем вооружения на авианосце первоначально предполагалось разместить зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан» (экспортный вариант ЗРАК «Кортик», разработчик тульское КБ приборостроения, изготовитель – предприятие «Туламашзавод») с двумя боевыми модулями в корме корабля, но в окончательном варианте контракта по кораблю все средства ПВО были изъяты. Возможно, в дальнейшем на корабле проведут работы по размещению противокорабельного ракетного комплекса «БраМос», российско-индийского производства (создан на базе ПКРК «Яхонт», разработчик НПО «Машиностроения»). Также высказывались предположения об установке на проекте 11430 израильского ЗРК «Барак-1», но достоверной информации о проведении таких работах не имеется.
На исходном варианте корабля проекта 11434 было два подъемника рассчитанных на работу с самолетами Як-41 (Як-141) и вертолетами типа Ка-27. Самолеты МиГ-29К имеют большую массу, поэтому при их эксплуатации необходимо будет модернизировать самолетоподъемники. В одном из вариантов проработок было предложено оборудовать авианосец одним лифтом с габаритами 19х10 м и грузоподъемностью до 30 т и вторым с габаритами 19х8,7 м и грузоподъемностью около 20 т. Фактически на тех же местах, что и на исходном варианте крейсера проекта 11434. Какими подъемниками корабль будет оснащен точно не известно, ясно только, что их будет два, и они позволят обеспечить эксплуатацию самолетов МиГ-29К и вертолетов.
Модель и рекламные картинки авианосца проекта 11430 были представлены ПО «Севмаш» на 1-м Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в конце июня 2003 года. По ним видно, что переоборудованный по проекту 11430 корабль станет настоящим авианосцем, он будет более эффективным в применении авиационного вооружения по сравнению с исходным вариантом. По сообщениям печати в ВМС Индии корабль может получить наименование Vikramaditya.
Строительство индийского авианосца сильно затянулось. Неоднократно переносились сроки его сдачи. Так по заявлению директора ФС ВТС Михаил Дмитриев 16 декабря 2011 г. авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» должен был передан индийской стороне до конца 2012 года. «Все по плану – конец следующего года», – сказал Дмитриев. Крупнейший экспортный контракт в сфере военно-технического сотрудничества по модернизации «Адмирала Горшкова», переданного ВМС Индии, был заключен Россией в 2004 году и предусматривал, что РФ модернизует корабль за 750 млн долл. и поставит Индии палубную авиацию на такую же сумму.
В начале марта 2011 года в Северодвинске начались швартовые испытания «Викрамадитьи». В ходе испытаний проверялась работа всех бортовых систем корабля, включая радиоэлектронное оборудование российского и индийского производства, а также авиационно-технические средства.
1 июня 2012 г. на корабле случилось задымление технической изоляции, которое было ликвидировано в течение пяти минут. Как было отмечено: возгорание на авианосце «Викрамадитья» ВМС Индии (бывший «Адмирал Горшков»), который модернизируется на оборонной судоверфи «Севмаш» в Северодвинске, «никоим образом не отразится на его подготовке к ходовым испытаниям».
Авианосец «Викрамадитья» ночью 8 июня 2012 года вышел в Белое море для прохождения ходовых испытаний. Изначально корабль планировалось вывести в море еще 25 мая 2012 года, но затем начало ходовых испытаний перенесли на более позднее время. Тогда на борту корабля находился смешанный российско-индийский экипаж, однако индийские военные преимущественно выступали в качестве наблюдателей. «Викрамадитьей». На испытание авианосца было отведено 120 суток.

Однако, во время проверки ходовых данных корабля на наибольшей скорости 30 узлов сработала система аварийного оповещения о неполадках в энергетической установке. Авианосец попросту встал, как впоследствии выяснилось, из 8 паровых котлов энергетической установки 7 были выведены из строя. причина — отказ индийской стороны от традиционной теплоизоляции паровых котлов — асбеста, и его замена на огнеупорную кирпичную кладку. Она и не выдержала температуры.
На устранение проблем, возникших на строящемся для Индии авианосце «Викрамадитья», потребуется от шести до десяти месяцев, для выяснения причин неполадок создана спецкомиссия, сообщил в 17 сентября источник в оборонно-промышленном комплексе.
23 сентября 2012 года на Севмаш после выполнения части программы заводских ходовых испытаний вернулся авианосец «Викрамадитья». Участников испытаний – заводскую сдаточную команду, российский и индийский экипажи корабля, специалистов РСК «МиГ» – торжественно встречали на берегу представители руководства Объединенной судостроительной корпорации и Севмаша, Северного флота, а также представители заказчика – ВМС Индии.
Авианосец прошел обширные морские испытания в течение 108 дней (с 8 июня по 23 сентября 2012 года) с участием части индийского экипажа. Был выполнен значительный объем испытаний судового оборудования, испытания самолетов были завершены в течение этого периода. Не были завершены испытания силовой установки корабля из-за поломок котлов.
Как выяснилось позже, во время ходовых испытаний «Викрамадитьи» в Баренцевом море на корабле были зафиксированы неполадки семи из восьми паровых котлов. Авианосец не потерял хода и мог развивать скорость до 23 узлов. Причиной неполадок стало разрушение теплоизоляционной кирпичной кладки, на которую были заменены предусмотренные проектом асбестсодержащие материалы.
В конце сентября 2012 года президент Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков заявил, что во время испытаний «Викрамадитьи» из строя также вышли холодильные машины и генераторы азота. Это оборудование было закуплено у производителей из стран НАТО. При этом Дьячков отметил, что этих производителей выбрала индийская сторона.
В конце 2013 года Индия пересмотрела требования к силовой установке авианосца «Викрамадитья», согласившись заменить огнеупорную кирпичную кладку на предусмотренные проектом асбестосодержащие теплоизоляционные материалы.
К июлю 2013 года все работы по устранению неполадок на корабле были завершены. Авианосец «Викрамадитья» , управляемый экипажем Северного флота, покинул «Севмаш» 3 июля 2013 года для проведения заводских ходовых испытаний (ЗХИ) в Белом море. На испытаниях авианосец развил скорость более 29 узлов, 28 июля его главная энергетическая установка была выведена на максимальную мощность – температуру во всех восьми котлах подняли до верхних пределов, и они показали надежную работу.
В Белом море авиация Северного флота выполнила облеты комплексов радиоэлектронного вооружения «Викрамадитьи». В Баренцевом море пилоты самолетов МиГ29К/КУБ успешно провели летные испытания авиационно-технических средств корабля – машины пилотировали российские лётчики-испытатели из РСК «МиГ» и Государственного летно-испытательного центра. Палубные истребители совершили 57 полетов, из них 47 с посадкой на авианосец. Серьезнейшее достижение – 12 посадок и взлетов в ночных условиях, что не практиковалось российской палубной авиацией с 1999 года. Летчики-испытатели в условиях ночи, ориентируясь лишь на бортовые приборы и команды руководителя визуальной посадки, без замечаний посa href=»http://bastion-karpenko.narod.ru/SMP.html»адили самолёты на палубу корабля. Испытания авиационно-технических средств корабля с помощью вертолётов Ка-31P, Ка-27ПЛ ОАО «Камов» в различное время суток в количестве 30 полётов прошли также на высоком уровне.

Авианосец «Викрамадитья», завершивший модернизацию на северодвинском предприятии «Севмаш», утром 16 ноября торжественно принят в состав ВМС Индии. Об этом сообщает издание «Коммерсант» со ссылкой на РИА Новости. Как сообщил корреспондент «Интерфакс-АВН» с места события, корабль в ходе церемонии, начавшейся в 10:00 мск на «Севмаше», официально передан индийским ВМС. Российская и индийская стороны подписали акт передачи авианосца новому экипажу.
В настоящее время на авианосце уже спущен российский стяг и вместо него поднят флаг ВМС Индии. Российская и индийская стороны подписали акт передачи корабля новому экипажу. Российскую сторону представлял замгендиректора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов, со стороны Индии на церемонии поднятия над судном индийского флага присутствовал коммодор Сурадж Бери, жена которого разбила о борт корабля кокос
В церемонии приняли участие вице-премьер России Дмитрий Рогозин, главком ВМФ адмирал Виктор Чирков, президент ОСК Владимир Шмаков, генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко.

Церемония передачи авианосца состоялась в канун 13-го заседания российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которое пройдет в Москве 18 ноября. 30 ноября «Викрамадитья» покинет территориальные воды России и возьмет курс на Индию. По пути он посетит 14 портов.
Здесь необходимо отметить, что такой авианосец нашему ВМФ тоже не помешал бы.
А.В.Карпенко, ВТС “БАСТИОН», 16 ноября 2013 г.

ИСТОЧНИКИ:

1. Международный военно-морской салон IMDS 2003, ИД «Интервестник», 2003
2. Оружие России. Каталог, том III. Корабли и вооружение Военно-Морского Флота. М: Военный Парад, 1996
3. Вооружение и военно-морская техника России. М: Военный Парад, 2003
4. Корабли Военно-Морского Флота. Том VI. Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век. М: ИД «Оружие и технологии», 2003
5. А.Канащенков, Ю.Гуськов «Широкий спектр продукции корпорации «Фазотрон-НИИР» – «Военный Парад»№4 (46) 2001
6. Е.Гордон, А.Фомин, А.Михеев «Легкий фронтовой истребитель Миг-29″, М: «Любимая книга», 1998
7. В.Ильин «Современные авианосцы» – «Техника и вооружение» №1-2001 г.
8. В.Урбан «Адмирал Горшков» записали волонтером в Индию» – «Новые известия» от 28.11.2002 г.
9. FLEET Naval&Maritime Reviev №1-2004 г.
10. О.Фаличев «Индийский дубль» – ВПК №47 (64) от 08 – 14 декабря 2004 года
11. А.Б.Морин «Тяжелый авианесущий крейсер проекта 11434 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» – «Судостроение» №5-1998 г.
12. Д.Литовкин «Сергей Иванов продаст «Адмирала Горшкова» – «Известия» от 19 января 2004 г.
13. А.Николаев «Адмирал Горшков» уйдет в Индию» «Труд» от 21 января 2004 г.
14. А.Зайцев «Индия наконец согласилась купить авианосец «Адмирал Горшков» – «Известия финансовые» от 3 декабря 2003 г.
15. Andrei Fomin «MIG-29K: primary weapon of India’s aircraft carriers» – FLEET Naval & Maritime Reviev #1.2004
16. Piotr Butowski «ZREKONSTRUOWANY GORSZKOW OFEROWANY INDIOM» – nTW №9-1998
17. Nick Brown «India seals deal to take Russian carrier» – Jane’s Navy International March 2004
18. «Профиль» №11 (133) от 29 марта 1999 года
19. ИТАР-ТАСС, 14.05.03 г.
20. «Независимая газета» # 189 (2251) 6 октября 2000 г.
21. А.Михайлов «Адмирал Горшков» таки уходит «за три моря» , ПРАВДА.Ру от 06.01.2004 18:03
22. «Военно-космическая оборона» www.vko.ru

АВИАНОСЕЦ R33 VIKRAMADITYA ПРОЕКТА 11430 (ИНДИЯ)
АЛЕКСАНДР КАРПЕНКО «ОТ «ГОРШКОВА» – К «ВИКРАМАДИТЬЯ», ВПК №5 (72) ОТ 09-18 ФЕВРАЛЯ 2005 ГОДА
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 11434
ИНДИЙСКИЕ АВИАНОСЕЦЫ XXI ВЕКА

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT