БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134Б «БЕРКУТ-Б»
LARGE ANTI-SUBMARINE SHIP OF THE PROJECT 1134Б BERKUT-B

17.10.2017

Большой противолодочный корабль «Керчь» проекта 1134Б станет музеем и будет принимать туристов и жителей Севастополя. О принятом решении на экспертном заседании ОНФ сообщил представитель военного ведомства. Корабль будет передан в созданный в Севастополе филиал военно-патриотического парка «Патриот».
Решением министра обороны начаты работы по созданию в Южном военном округе двух филиалов парка «Патриот» – в городах Севастополь и Керчь. В этих филиалах планируется разместить образцы военной техники, в том числе и военные корабли. В планах по Севастополю значится, что большой противолодочный корабль «Керчь» будет установлен именно здесь, и не он один», – сообщил референт отдела высвобождаемого движимого имущества Министерства обороны РФ Олег Васенин. При этом он подчеркнул, что сложнейшая техника останется на балансе министерства и продолжит обеспечивать безопасную эксплуатацию кораблей.
На вопросы о сроках начала работы филиалов представитель оборонного ведомства сообщил, что их организация только начинается, впереди – согласования различных вопросов с муниципалитетами. Не определено и точное место стоянки «Керчи».
Судя по информации Минобороны, вопрос решится с минимальными финансовыми потерями для бюджета города – ему не придется содержать будущий корабль-музей.
Напомним, что крейсер-музей «Михаил Кутузов» в нетуристическом Новороссийске каждый год посещают 100 тыс. человек.

30.06.2018
ФОТОРЕПОРТАЖ: БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ «КЕРЧЬ» ПРИШЕЛ В СЕВАСТОПОЛЬ. 2007

Предлагаем вниманию читателей фоторепортаж 2007 года о большом противолодочном корабле (БПК) «Керчь» проекта 1134Б.
Большой противолодочный корабль «Керчь» был заложен 30.04.1971 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2003) и 25.05.1971 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 21.07.1972 г., вступил в строй 25.12.1974 г.и 23.01.1975 г. включен в состав КЧФ.
В ходе ремонта и модернизации с 1985 года по март 1988 год на «Севморзаводе» на корабле были заменены ГТУ, установлены новые комплексы ПЛРК УРК-5 «Раструб» и ЗРК «Шторм-Н», комплекс космической связи «Цунами-БМ» системы «Циклон-Б» и 45-мм салютные орудия; РЛС «Восход» заменена на РЛС «Подберёзовик».
После вывода из состава флота ПЛКР «Москва» с 27.04.1994 г. и до момента вступления в строй из ремонта ГРКР «Москва» 12.06.1997 г. являлся флагманом Черноморского флота.
04.11.2014 г. на корабле произошло возгорание в районе кормового машинного отделения. Пожар был потушен совместными усилиями корабельных аварийных партий, противопожарных и водолазных судов, а так же расчетами МЧС.
В настоящее время корабль находится на отстое в Севастополе с сокращенным экипажем, ожидая вывода из состава флота и превращения в военно-морской музей.
ВТС «БАСТИОН», 30.06.2018

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ «КЕРЧЬ» ПРИШЕЛ В СЕВАСТОПОЛЬ. 2007


БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134Б «БЕРКУТ-Б»


Одновременно с постройкой в Ленинграде кораблей проекта 1134А в Николаеве на заводе им. 61 Коммунара завершалась постройка больших противолодочных (до 1966 года сторожевых) кораблей проекта 61 с газотурбинной энергетической установкой, в связи с чем было принято решение строить в дальнейшем на этом заводе большие противолодочные корабли проекта 1134А с заменой на них котлотурбинной энергетической установки на газотурбинную и с усиленным зенитным ракетным вооружением (установкой двух комплексов «Оса-М» и заменой 57-мм артустановок АК-725 на 76-мм АК-726). В остальном предлагалось руководствоваться рабочими чертежами проекта 1134A. Новый проект получил индекс 1134Б. При этом основное назначение корабля сохранялось.
По заданию ВМФ на проектирование корабля предусматривалась также замена некоторой части образиов вооружения и другого комплектующего оборудования, обусловленная освоением более совершенных образиов и снятием с производства устаревающей техники в период между созданием БПК проектов 1134А и 1134Б.

Заданием ВМФ и приказом Мин- судпрома, полученными в апреле 1966 года, Северному ПКБ поруча лось разработать в 1966 году технический проект 1134Б (минуя стадию эскизного проекта). Работы начались в мае под руководством В.Ф.Аникие- ва – главного конструктора проектов 1134 и 1134А (он же главный инже¬нер Северного ПКБ) и его заместите¬ля – А.Н.Кожевникова.
Разработка технического проекта 1134Б представляла собой ис¬ключительно творческий проиесс для коллектива Северного ПКБ, предприятий – контрагентов, научно-исследовательских институтов промыш¬ленности и ВМФ. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков посещал Северное ПКБ, заслушивал доклады о ходе проектирования кора¬блей, при этом в ряде случаев советовался с руководством Бюро и ведущими специалистами о том, как можно повысить боевые и эксплуатационные качества кораблей, в данном случае на примере проекта 1134Б. В ходе рассмотрения вопросов принимались решения по уточнению утвержденного задания на проектирование кораблей проекта 1134Б. Так, КБ завода «Большевик» предложило вместо пусковой установки Б-187А комплекса зенитного управляемого ракетного оружия М-11, рассчитанной на хранение в погребе ракет на барабанах, установить перспективные пусковые установки Б-192 конвейерного типа.
Было принято предложение установить на корабле вместо предусмотренной заданием ГАС «Титан-2» усовершенствованную станиию «Титан-2Т» и буксируемую ГАС «Вега» в кормовой части корабля с опускаемой антенной переменной глубины.

В ходе проектирования к предусмотренным заданием добавились третья навигаиионная РЛС «Дон», новые средства радиопротиводействия и радиосвязи, а также электроизоляиия от корпуса валопроводов и обтекателей ГАС. В проекте были приняты мало¬шумные винты, увеличено расстояние между винтами и корпусом; подвесные фундаменты на маршевых газотурбинных двигателях и газотурбогенераторах предусматривались с двухкаскад- ной амортизацией; часть корпуса и некоторые фундаменты оклеивались пластмассой «Агат»; использовались противошумные коффердамы со стальными звукоизолирующими зашивками,
глушение шума в газоходах и приемниках воздуха, а основные посты и жилые помещенияудалялись от источников шума.
Сам же проект 1134Б создавался по новым нормативам и правилам проектирования боевых надводных кораблей, утвержденным после разработки проекта 1134А.
Назначение: Действие в составе поисково-ударных групп по поиску и уничтожению атомных ракетных подводных лодок в удаленных районах океана.
Сроки и время проектирования
• Эскизный проект: 1966 г.
• Технический проект: 1967 г.
• Рабочие чертежи: 1969 г.
• Сдача головного корабля: 1971 г.
Особенности проект: В состав механической установки вошли реверсивные газовые турбины.

МОДЕРНИЗАЦИЯ
На третьем корабле серии – «Керчь» – вместо РЛС МР-600 была установлена РЛС «Подберезовик». Четвертый корабль – «Азов» – был переоборудован по проекту 1134БФ: вместо кормового ЗРК «Шторм» был установлен многоканальный ЗРК «Форт» (С-300Ф) с вертикальным стартом для испытаний нового комплекса.
Большой противолодочный корабль (БПК) Черноморского флота «Керчь» проекта 1134Б полностью восстановит техническую готовность до конца 2015 года. В июле 2014 года БПК «Керчь» завершает дефектацию, в ходе которой оценено техническое состояние корабля, уточнен объем и состав работ.
Работы по восстановлению технической готовности корабля будут проводиться силами 13-го судоремонтного завода Черноморского флота в Севастополе. На эти цели выделена сумма в 500 млн. рублей.
Большой противолодочный корабль (БПК) «Керчь» проекта 1134-Б после восстановления технической готовности в конце 2015 года станет флагманом Черноморского флота, пока ракетный крейсер «Москва» будет проходить модернизацию в Северодвинске.
Министерство обороны России подтвердило информацию о пожаре на большом противолодочном корабле «Керчь». Сообщение о возгорании содержится в пресс-релизе Управления пресс-службы и информации Минобороны России. Возгорание произошло в 5:12 мск 04.11.2014 г. в кормовом отсеке судна. В 6:35 оно было локализовано. В результате происшествия никто не пострадал. Сейчас «Керчь» находится в Севастополе на сервисном обслуживании.

Большой противолодочный корабль (БПК) «Керчь» Черноморского флота после происшедшего на нем 4 ноября 2014 года пожара в машинном отделении, скорее всего, пойдет на утилизацию, сообщил источник в российской кораблестроительной отрасли. «Проведенная оценка ущерба, нанесенного кораблю пожаром, показала, что восстановление его технической готовности будет слишком накладным», – сказал источник. «До пожара корабль долгое время находился в ремонте после более чем 40-летней службы. Окончательное решение по «Керчи» пока не принято, но, скорее всего, с учетом предстоящего поступления на Черноморский флот новых кораблей он пойдет на утилизацию», – отметил он.
Большой противолодочный корабль «Керчь», пострадавший от пожара, будет утилизирован, сообщает ТАСС в декабре 2014 года со ссылкой на источники в судостроительной отрасли. Такое решение принято в связи с нецелесообразностью дорогостоящего ремонта и модернизации устаревшего корабля. Предполагается, что имя «Керчь» может быть присвоено одному из новых кораблей ВМФ России.
«Решение об утилизации БПК «Керчь» принято. Корабль будет разрезан в течение следующего года», — сказал собеседник агентства. Решение, на каком предприятии может быть проведена утилизация корабля, пока не принято: «Скорее всего, это будет одно из оборонных предприятий Крымского полуострова, но точно не 13-й судоремонтный завод», — уточнил источник.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
Стандартное: 6 670 т
Полное: 8 530 т
Размеры
Длина наибольшая: 173,4 м
Ширина наибольшая: 18,5 м
Осадка средняя при полном водоизмещении: 5,73 м
Силовые установки
Главная энергетическая установка: Главные газотурбинные агрегаты М-5 суммарной мощностью 92 000 л.с. (2 х 46 000 л.с.).
Электроэнергетическая система: Суммарной мощностью 5 600 кВт.
(4 газотурбогенератора ГТУ-12.5А ,1-ГТУ-6И ).
Скорость полного хода: ок. 32,0 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 18 уз
Дальность плавания: 6 500 миль
Автономность по запасам провизии: 30 суток
Комплектация: 380 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Зенитное ракетное:
Ракетный комплекс «Шторм» в составе двух ПУ Б-192
и двух систем управления:
носовая – 4Р-60М (»Гром-М»), кормовая – 4Р-60(»Гром»).
Два зенитно-ракетных комплекса «Оса-М»,
каждый в составе пусковой установки ЗИФ-122 и системы управления 4Р-33.
Артиллерийское:
Две 76,2 мм двухорудийные башенные автоматические установки АК-726
с системой управления МР-105.
4 30 мм спаренных автоматических АУ АК-630 с двумя СУ МР-123.
Противолодочное и противоторпедное:
Ракетный комплекс «Метель» в составе двух счетверенных ПУ КТ-М-1134А (КТ-100)
с системой управления 4Р-60М(»Гром-М»), общей с носовой системой ЗУРО.
Два торпедных аппарата ПТА-53-1134Б с системой управления «Гроза-1134″
2 РБУ-6000 и 2 РБУ-1000 с системой управления «Буря-М-1134″
Радиотехническое:
Гидроакустические станции МГ-312 и МГ-325 с буксируемой системой
Радиолокационные станции обнаружения и целеуказания МР-310А и МР-600
Системы активных помех МРП-11-16, МП-150.
Комплекс постановки пассивных помех ПК-2 (2 ПУ).
Авиационное: Вертолет Ка-25ПЛ.

Источники: СПКБ, Интерфакс и др.

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ «КЕРЧЬ» ПРИШЕЛ В СЕВАСТОПОЛЬ. 2007
БОЛЬШИЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1134Б. ФОТОРЕПОРТАЖ
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО