МАЛЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ
ПРОЕКТА 1124 И 1124М. ФОТОРЕПОРТАЖ
SMALL ANTI-SUBMARINE SHIP
OF THE PROJECT 1124 AND 1124М. PHOTO-REPORT


противолодочный корабль "МПК-134" – "Муромец" проекта 1124М


МПК проекта 1124М в базе


МПК проекта 1124М и МПК «Владимирец» проекта 11451 в базе


МПК бортовой номер «053» проекта 1124М на ремонте в 91 СРЗ


Малый противолодочный корабль МПК-118 (»Суздалец») проекта 1124М Малый противолодочный корабль МПК-118 был заложен 01.08.1981 г. на стапеле завода «Ленинская кузница» в Киеве (заводской №005), и 19.01.1983 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 27.03.1983 г., вступил в строй 03.10.1983 г. и 03.11.1983 включен в состав КЧФ.
Корабль неоднократно участвовал в боевых службах как в Черном, так и в Средиземном и Красном море. В 1986, 1991 и 1999 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 27.07.1997 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.
Переименования корабля: с 10.04.1984 г. по 15.02.1992 г. – «Комсомолец Молдавии», с 05.04.1999 г. – «Суздалец».


Из ковша предприятия СРЗ-13 вывели МПК «Муромец» проекта 1124М, он завершает ремонтные работы у причала Угольной стенки


Малые противолодочные корабли МПК-85 «Луцк» и «Тернополь» проекта 1124М и МПК-116 «Хмельницкий» и ПСКР-815 «Григорий Гнатенко» проекта 12412
Корабль был заложен как малый противолодочный корабль «МПК-85» (заводской №12) 11 января 1991 г., начало постройки корабля для ВМС Украины — 26.12.1992 г. на Киевском судостроительном заводе «Ленинская кузня». Спущен на воду 22.05.1993 г., вступил в строй ВМС Украины 30.12.1993 г., получив имя «Луцк» в честь одноименного украинского города в Волынской области.
МПК «Тернополь» был заложен как малый противолодочный корабль пр.1124М (заводской №013) 26.12.1992 г. на Киевском судостроительном заводе «Ленинская кузня». После длительного отстоя были изысканы средства на его достройку, и корабль был спущен на воду 15.03.2002 г., получив новое имя — «Тернополь».


В канун Рождества на старый «овровский» причал в Стрелецкой бухте, его часто севастопольцы ласково называют – «Стрелка», возвратились морские тральщики и малые противолодочные корабли. Здесь стоят МТЩ «Турбинист» и «Вице-адмирал Жуков» проекта 266М, МПК «Александровец», «Муромец» и «Суздалец» проекта 1124 (1124М). Недалеко стоит старушка «Коммуна», отметившая в прошлом году свое столетие.

МАЛЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПР.1124
Идея создания специализированного скоростного противолодочного корабля ограниченного водоизмещения получила развитие в советском ВМФ на рубеже 50-60-х гг XX века, когда появление за границей подводных лодок нового поколения потребовало принятия эффективных мер для противодействия практически во всех операционных зонах, в том числе и ближней. Так зародился принципиально новый класс боевых кораблей отечественного флота – малые противолодочные корабли (МПК), предназначенные для борьбы с подводным противником в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования.
В ходе конструкторских работ основное внимание уделялось выбору наиболее оптимальных обводов корпуса корабля, стандартное водоизмещение которого первоначально не должно было превышать 800 т. В ходе многочисленных экспериментов специалисты ПКБ установили, что для достижения требуемой скорости, в 35 узлов, наиболее выгодными являются так называемые комбинированные обводы, сочетающие в себе все преимущества остро- и круглоскулых корпусов.
Не менее сложную форму придали и надводному борту; вдоль которого для уменьшения заливаемости и забрызгивания шли сглаженные продольные выступы. Кроме того, на мореходности корабля должны были благоприятно сказываться нетрадиционная седловатость палубы, а также наличие протяженной, занимающей всю ширину корпуса носовой надстройки, придавшие им характерный внешний облик.
Повышенное внимание уделялось конструкции главной энергетической установки, разрабатываемой под руководством А.Кунаховича и А.Мышакина. В качестве двигателей экономического хода в состав ГЭУ включили 2 дизеля марки М-507А мощностью 10 тыс. л.с. каждый, работавшие на бортовые валы, а в качестве форсажного – газотурбинный двигатель (ГТД) М-8М мощностью 18тыс.л.с., приводивший вовращение средний вал. Как под обоими дизелями, так и под ГТД корабль мог развивать скорость до 20-22 узл., а при задействовании всех трех агрегатов, управление которыми было дистанционным, – свыше 35.
Состав вооружения и гидроакустических средств корабля во многом определялся моделью его боевого применения, состоявшей из нескольких этапов – гидроакустическая разведка на ходу, глубокое прослушивание “на стопе”, обнаружение ПЛ, быстрый выход в район ее предполагаемого нахождения и атака бортовыми средствами ПЛО.
Основой противолодочного вооружения корабля стали 2 поворотных двутрубных 533-мм торпедных аппарата ДТА-5Э-1124, размещенных побортно на верхней палубе позади носовой надстройки. Увеличение калибра ТА (по сравнению с 406-мм торпедными аппаратами) позволило использовать для поражения подводных лодок противника более мощные торпеды, в том числе и самонаводящиеся СЭТ- 65 с максимальной скоростью хода до 40 узлов. Их наибольшая дальность хода составляла около 15 км, а масса боевого зарядного отделения (БЗО) – 200 килограммов.
В качестве вспомогательного оружия ПЛО на носовой надстройке “Альбатроса” установили две 12-ствольные РБУ-6000, способные осуществлять залповую, групповую и одиночную стрельбу неуправляемыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60 на дальность до 6 км. Боевая часть бомбы (масса ВВ – 23,5 кг), оснащенная ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60, обеспечивала эффективное поражение практически всех существовавших в то время типов ПЛ на глубине до 400 метров.
Средства самообороны малых противолодочных кораблей проекта 1124 были представлены двумя комплексами вооружения: зенитным ракетным (ЗРК) малой дальности “Оса-М” и артиллерийским АК-725-МР-103.
Уже в ходе серийного строительства, начиная с 13-го корпуса, МПК пр. 1124 начали оснащать новым арткомплексом АК-725-МР-123, включавшим, помимо АК-725, 30-мм шестиствольную артиллерийскую установку АК-630 с дальностью стрельбы до 4 км, предназначенную для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны. Управление обеими АУ осуществлялось РЛС МР-123 “Вымпел”.
Появление в составе советского ВМФ новых кораблей не ускользнуло от внимания специалистов НАТО, присвоивших им условное название “Grisha”, вскоре перекочевавшее во все зарубежные справочники.

МАЛЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПР.1124М

Многолетний положительный опыт эксплуатации кораблей проекта 1124 доказывал необходимость их дальнейшего развития, и в 1976 г. специалисты Зеленодольского ПКБ разработали усовершенствованный проект МПК с индексом 1124М (“Grisha-5”). Изменения коснулись главным образом состава вооружения – на новые корабли вместо АК-725 устанавливались одноствольные 76-мм АУ АК-176 с дальностью стрельбы 15,7 км, а ЗРК “Оса-М” уступил место более совершенному “Оса-МА”. В комплексе ГАС подкильную МГ-322 “Аргунь” заменили станцией “Платина”, а РЛС “Рубка” – РЛС “Фрегат” с фазированной антенной решеткой.
Для ликвидации перегрузки пришлось снять одну РБУ-6000. Строительство кораблей этой модификации началось в 1982 году и продолжалось до 1994 года. Всего флотам было сдано 20 кораблей.

МАЛЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1124 «АЛЬБАТРОС»
МАЛЫЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ
МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ, АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ И ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ, ПОГРАНИЧНЫЕ КОРАБЛИ И РАКЕТНЫЕ КАТЕРА (ФОТОГРАФИИ)
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ (ФОТОГРАФИИ)
ВОЕННО-МОРСКИЕ ПАРАДЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 1993 – 2010 ГГ.
ВОЕННО-МОРСКИЕ ПАРАДЫ В ЛЕНИНГРАДЕ
ВОЕННО-МОРСКИЕ ПАРАДЫ, ДЕНЬ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА (ВМФ)