АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ ТИПА «РОССИЯ» ПРОЕКТА 10521

ATOMIC ICEBREAKERS OF THE TYPE «ROSSIYA» PROJECT 10521

12.09.2012
Правительство готово выделить из федерального бюджета 2 млрд рублей на утилизацию корабля, первым в мире достигшего Северного полюса, инициативная группа «За сохранение «Арктики»» собирает подписи под обращением к властям с требованием присвоить ледоколу звание объекта культурного наследия РФ и спасти его хотя бы как памятник.

25.10.2013

Как сообщает Nuclear.Ru , на утилизацию пяти российских атомных ледоколов потребуется порядка 10 млрд руб. Об этом сообщил руководитель проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ» Госкорпорации «Росатом» Анатолий Захарчев, выступая 9 октября на 27-м пленарном заседании Контактной экспертной группы МАГАТЭ. Он пояснил, что сегодня утилизация одного атомного ледокола оценивается в 2 млрд руб., а всего планируется утилизировать пять ледоколов.
При этом утилизация двух ледоколов – «Сибирь» и «Арктика» – включена в проект Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период 2016-2020 годов и до 2025 года», которая в настоящее время формируется. В эту программу также включены работы по утилизации плавтехбаз «Лотта» и «Лепсе» и ряд других работ.

11.01.2014

ФГУП «Атомфлот» заключило контракт с Опытным конструкторским бюро машиностроения им. Африкатнова на выполнение научно-исследовательской работы по продлению срока эксплуатации реакторных установок ледокола до 150.000 часов, а срока службы до 30 лет. «Ямал» был сдан в эксплуатацию в 1992 году, таким образом, контрактом предполагается, что он прослужит до 2022 года. Сумма контракта – без малого четыре миллиона рублей (88.000 евро).
Российский флот атомных ледоколов стареет. «Ямал» на сегодня второй из самых новых ледоколов. «Россия», работавшая с 1985 года, совершила последний рейс в 2013 году. «Таймыр» был сдан в эксплуатацию в 1989-м, «Советский Союз» и «Вайгач» – в 1990, самый новый, «50 лет Победы», – в 2007-м. К 2020 году в строю должны остаться только новые ледоколы, если только на старых не модернизируют реакторы.

16.01.2014

ФГУП «Атомфлот» заказал исследование продления срока эксплуатации реакторных установок атомного ледокола «Ямал» до 150 тыс. часов и срока службы до 30 лет, говорится в договоре, размещенном на сайте госзакупок. Исследование в срок до 15 февраля должно выполнить ОАО «Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.Африкантова» (Нижний Новгород).
Стоимость работ составляет 3,93 млн рублей. В договоре говорится, что результатом работы конструкторского бюро должно стать «Решение о продлении срока эксплуатации».

09.04.2014
Экспедиция «Кара-зима-2014», организованная «Арктическим научно-проектным центром» (совместное предприятие НК «Роснефть» и ExxonMobil) при поддержке специалистов ФГБУ «Арктического и антарктического научно-исследовательского института» на борту атомного ледокола «Ямал» вышла из порта Мурманск.
Она станет крупнейшей по охвату морей и продолжительности – 55 суток – ледоисследовательской экспедицией после распада СССР, в ходе которой предстоит изучить ледовые условия трех морей – моря Лаптевых, Карского и Восточно-Сибирского.

РОССИЯ И АРКТИКА

04.08.2014
Атомный ледокол «Ямал» 30 июля 2014 года приступил к ледокольному обеспечению научно-исследовательского судна «Академик Федоров». Об этом сообщает перс-служба ФГУП «Атомфлот».Участникам экспедиции предстоит собрать геофизические данные по нефтегазаносности российского континентального шельфа за пределами 200 мильной зоны. Результаты этой сейсморазведки станут основой российской заявки в Комиссию по границам континентального шельфа при ООН. Работы проводятся в рамках госконтракта, заключенного между ОАО «МАГЭ» и Департаментом по недропользованию на континентальном шельфе и Мировом океане Федерального агентства по недропользованию. Геофизические исследования пройдут в прогибе Вилькицкого, котловинах Подводников, Амундсена, Нансена, Макарова и внешнем шельфе морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. Площадь участка работ составит около 350 тыс. кв. км. Планируется, что атомоход «Ямал» будет задействован в работах до середины сентября текущего года.

05.08.2014
ФГУП «Атомфлот» планирует восстановить атомоход «Советский Союз» ко дню столетия Октябрьской революции 7 ноября 2017 года. Об этом в интервью ИАА «ПортНьюс» сообщил генеральный директор предприятия Вячеслав Рукша.
«Мы видим, что после 2022 года в Арктике будут работать «50 лет Победы», «Советский Союз», «Ямал» и три новых ледокола класса ЛК-60. Напоминаю, что это двухосадочные атомоходы. Возможно, что в 2020 году будет принято решение о строительстве и четвертого, пятого, шестого атомохода типа ЛК-60, а может быть и ледокола-лидера», – рассказал глава «Атомфлота».

29.01.2016

«Росатом» предложил военным переоборудовать атомный ледокол «Советский Союз» в арктический командный пункт. Об этом в четверг, 28 января, заявил заместитель гендиректора «Росатомфлота» (входит в «Росатом») Станислав Головинский, сообщает РИА Новости.
«Мы обратились к министру обороны — и генеральный директор госкорпорации [Сергей Кириенко], и председатель наблюдательного совета [Борис Грызлов] — предложили рассмотреть возможность создания подвижного командного пункта в Арктике на борту атомного ледокола «Советский Союз»», – сказал Головинский.

ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ «СЕВЕР»

04.02.2017

1 февраля атомный ледокол «Ямал» вышел из порта Мурманск в направлении Карского моря. До конца июня судно будет работать на акватории Северного морского пути в рамках договоров с ОАО «Ямал СПГ», ПАО «Газпром нефть», а также обеспечивать ледокольную проводку судов ООО «Арктическая горная компания».
Длительному рейсу атомохода предшествовал не менее продолжительный ремонт – с октября 2016 по январь 2017 года.
– Произведен большой объем работы, – отмечает директор по технической эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Олег Дарбинян. – Если говорить об общезаводском ремонте – это работы по ремонту АППУ и главной турбины №2, а также другого паротурбинного оборудования. В части докового ремонта – ремонт двух бортовых гребных устройств. По левому борту произведена замена набора дейдвудного подшипника, по правому – комплекс работ восстановительного характера.
28 октября 2017 года атомный ледокол «Ямал» отметит 25-ю годовщину со дня поднятия государственного флага. Осенью ледокол отправится на плановый ремонт с перезарядкой ядерного топлива. Срок эксплуатации «Ямала» решено продлить до 2023 года.
6 февраля к причалу ФГУП «Атомфлот» ожидается прибытие атомного ледокола «50 лет Победы». Заход в порт Мурманск будет произведен с целью плановой смены экипажа, пополнения запасов (в том числе провизионных), а также для проведения межрейсовой профилактики и технического обслуживания.
http://www.korabel.ru

02.09.2017

Атомный ледокол «Советский Союз» будет утилизирован. Об этом заявил гендиректор «Атомфлота» (входит в «Росатом») Вячеслав Рукша, передает РИА Новости.
«Ледокол «Советский Союз», к сожалению, утилизируется. Был подписан официальный приказ», — сказал он.
Рукша пояснил, что судно намеревались восстановить и использовать для работы на шельфе. Но этим планам помешали западные санкции, из-за которых был заблокирован совместный проект «Роснефти» и ExxonMobil по добыче углеводородов на шельфе Карского моря.
Глава «Атомфлота» добавил, что рассматривалась также возможность эксплуатации ледокола для нужд Минобороны. Однако он оказался избыточным по мощности и его использование признали экономически не целесообразным.
Атомный ледокол «Советский Союз» класса «Арктика» построен на Балтийском заводе, спущен на воду в 1986 году. Использовался для научных целей и туризма. В частности, в 2004 году участвовал в исследовании влияния глобального потепления. В связи со снижением объемов работ в Арктике в 2000-х был выведен из эксплуатации и стоял на приколе в Мурманске. Руководство «Атомфлота» планировало восстановить работоспособность судна в 2017 году.
Лента.ру


АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ ТИПА «РОССИЯ» ПРОЕКТА 10521

Опыт эксплуатации двух первых ледоколов проекта 1052 — «Арктики» и «Сибири» — и принятые в 1981 г. Конференцией Международной морской организацией (ИМО) документы по безопасности ядерных торговых судов заставили внести изменения в проект атомного линейного ледокола, создать его модернизацию — проект 10521. В 1985 г. в состав флота был принят головной ледокол модернизированного проекта 10521 «Россия» – третий ледокол типа «Арктика». Он, как и все последующие, имеет более совершенную реакторную установку, оснащен системой пневмообмыва корпуса.
Модернизированный проект 10521 атомного ледокола (главный конструктор В.Я. Демьянченко) был выполнен ЦКБ «Айсберг» в начале 1980-х гг. По этому проекту были построены ледоколы «Россия» (1985 г., головной), «Советский Союз» (1989 г.) и «Ямал» (1992 г.). Они успешно работают на трассах СМП, выполняют проводки судов в самых сложных условиях, совершают экспедиционные рейсы, вплоть до походов на Северный полюс. Выведение из технологического резерва АЛ «Советский Союз», находившегося в отстое 4 года, предполагается завершить к 2014 г.
Тип: атомный ледокол мощностью 75000 л.с. (51550 кВт) с трехвальной турбоэлектрической установкой и распределением мощности по валам 1-1-1 с избыточным надводным бортом, четырьмя палубами и двумя платформами, баком, развитой пятиярусной средней надстройкой, двумя мачтами.
Назначение
• Проводка судов в Ледовых условиях Арктики с выполнением всех видов ледокольных работ.
• Экспедиционное плавание
• Буксировка судов и других объектов как во льдах, так и на чистой воде.
• Оказание помощи судам и выполнение спасательных работ
Ледопроходимость

Предельная толщина сплошного росного не заснеженного припайного льда, преодолеваемого ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла при полной мощности будет составлять – 2,8 м.
Для улучшения ледовых качеств судна предусмотрены:
• Турбонаддувочное противооледенительное устройство (ТПУ)
• Плакированная сталь в районе ледового пояса, нос – 93 шт.
• Окраска подводной части корпуса ледокола стойкой эмалью
• Улучшенная форма обводов носовой оконечности
• Катодная защита с ледостойкими анодами.
Для обеспечения эксплуатации атомных судов Мурманского морского пароходства в конце 1960-х гг. в Мурманске была построена береговая база («База-92»), включавшая в себя ремонтно-технологическое предприятие (РТП). РТП обеспечивает практически все виды ремонта оборудования атомных ледоколов, перегрузку их активных зон, хранение отработавшего ядерного топлива до отправки его на переработку на специ­альные заводы, дезактивацию загрязненного судового оборудования, хранение твердых и жидких радиоактивных отходов.
В дополнение к стационарной «Базе-92» в 1980 г. вступила в строй плавучая база технического обслуживания атомных судов «Имандра» (проект 1948). В ее постройке участвовали Выборгский и Балтийский судостроительные заводы. ПТБ проекта 1948 также может проводить практически все работы по обслуживанию атомного флота, в том числе перезарядку ядерных реакторов, хранение и транспортировку жидких и твер­дых радиоактивных отходов.
В 1988 г. программой строительства транспортных и ледокольных судов для ММФ СССР было предусмотрено строительство четвертого атомного ледокола типа «Россия». Этот ледокол был заложен на стапеле Балтийского завода в 1989 г., именно ему дали имя «Урал». Ледокол «Урал» был спущен на воду 29 декабря 1993 г. Однако финансирование достройки судна прекратилось.
Последний ледокол этой серии – «Урал» (сегодня он носит название «50 лет Победы») – заложен 4 октября 1989 года. Спуск судна на воду состоялся 29 декабря 1993 года. Затем в связи с отсутствием финансирования строительство ледокола было приостановлено. Контракт на достройку судна Балтийский завод и Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта подписали в феврале 2003 года.
В 1995 г. ледокол «Урал» в честь юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне Указом Президента РФ № 810 от 4 августа 1995 г. был переименован в «50 лет Победы», что никак не повлияло на улучшение финансирования его строительства. Оно было полностью прекращено. Работы продолжились лишь в 2003 г., когда с заводом был заключен госконтракт на достройку. Все эти годы ледокол находился на плаву у причальной стенки завода. Расходы по консервации и охране ледокола у причальной стенки нес Балтийский завод.
Как известно, в период 1975-2006 гг. в стране было построено ещё 8 атомных ледоколов (»Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы») и океанский лихтеровоз-контейнеровоз усиленного ледового класса «Севморпуть». Для них в ОАО «ОКБМ Африкантов» были разработаны 3 модификации реакторных установок (ОК-900А, КЛТ-40, КЛТ-40М). Весь комплекс систем и оборудования этих установок создавался и сдавался в эксплуатацию с участием специалистов предприятия. Они же обеспечивают авторский надзор за эксплуатацией энергоустановок ледокольных судов.
С учетом ввода в эксплуатацию атомохода «50 лет Победы» российский атомный ледокольный флот позволит обеспечить грузоперевозки по Северному морскому пути до 2012-2015 гг.
До недавнего времени в состав атомфлота входили ещё и такие ледоколы как «Советский Союз» (выведен из состава флота в 2010 году) и «Арктика» (выведен из состава флота в 2008 году).

СЕРИЯ:
• «Арктика» (1982-1986 «Леонид Брежнев» ) 1975 10520 ледокол Арктика -В строю
• «Сибирь» 1977 10520 ледокол Арктика -Законсервирован в 1993 г.
• «Россия» 1985 10521 ледокол Арктика -В строю
• «Советский союз» 1990 10521 ледокол Aрктика -В строю
• «Ямал» 1993 10521 ледокол Арктика В строю. Первоначально был заложен как «Октябрьская Революция»
• «50 Лет Победы» 2007 10521 ледокол Aрктика -Модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика», самый мощный ледокол в мире. Первоначально строился под названием «„Урал“»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение (порожнее) Ок. 22 500 т
Средняя осадка при этом 10,0 м
Водоизмещение полное Ок. 25165 т
Средняя осадка при этом 10,82 м
Водоизмещение максимальное Ок. 25800 т
Средняя осадка при этом 11,0 м
Длина наибольшая Ок. 159,6 м
Длина по КВЛ (при Т=11,0 м) 145,6 м.
Ширина наибольшая Ок. 30,0 м
Ширина по КВЛ (при Т=11,0 м) 28,0 м
Высота борта при миделе 17,2 м
Осадка конструктивная 11,0 м
Масса корпуса и надстройки 9635 т
Главная энергетическая установка: два ядерных реактора ОК-900 мощностью по 171 МВт, 2 главных турбины ТГГ-27,5 ОМ5 постройки 1991 года мощностью 2 x 27 600 kW
Мощность 75 000 л. с.
Винты 3, фиксированного шага
Скорость Ок. 18 узлов
Автономность плавания 7,5 месяцев
Экипаж 145 человек

Источники: www.proatom.ru, b100.bz.ru (ОАО «Балтийский завод»), www.okbm.nnov.ru и др.

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ» ПРОЕКТА 10521
АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ ТИПА «АРКТИКА» ПРОЕКТА 1052
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЙСБЕРГ»