ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ НА СКЕГАХ ПРОЕКТА 10230 «ТУР»
ANTI-SUBMARINE PATROL SHIP ON THE SIDEWALL OF THE PROJECT 10230 «TOUR»

Работы по второму этапу катамаранов с аэростатической разгрузкой (КАСР) были поручены Зеленодольскому ПКБ. Но уже были наработки у других проектных организаций в этои направлении. К тому времени горьковское ЦКБ «Вымпел» работало над проектом 1263 десантного корабля водоизмещением 2500 т и варианта тральщика подобной схемы по теме «Шельф». Для отработки конструкции этих кораблей в 1974 году ЦКБ «Вымпел» создало проект опытного катера водоизмещением в 140 т и скоростью хода 36 узлов. Катер был построен на Навашинском заводе «Ока» в 1975 г. и получил обозначение КВП-11.


Большая самоходная модель «КВП-11″ КАСР «Тур»

С целью создания боевого корабля Министерство судостроительной промышленности в 1975 г. приняло решение о передаче всей проектной документации, а также катера КВП-11 Зеленодольскому ПКБ, которое после проведения испытаний на ряде моделей выполнило проектирование противолодочного корабля проекта 10230 «Тур».
Скеговый КВП водоизмещением более 2000 т должен был иметь стальные корпус и надстройки, ПЛУР «Водопад» или противолодочные торпеды, вертолет постоянного базирования в ангаре, водомётные движители. Так же корабль планировалось вооружить 76- и 30-мм артиллерией, новым ЗРК самообороны, ГАС с опускаемой на стопе антенной.

Технический проект 10230 был разработан Зеленодольским ПКБ (главный конструктор В. В. Контранкевич) в 1983 году. Стандартное водоизмещение корабля составило 1600 т, его длина – 85 м, ширина – 17 м. Дизель-газотурбинная установка состоящая из двух ГТУ и четырех дизелей работала на водометы и обеспечивала скорость до 55 узлов. Вооружение включало ЗРК «Кинжал» и 30-мм автоматы АК-630М, а также вертолет с размещением в ангаре. Имелись также торпедные аппараты и ГАС с опускаемой антенной. Был разработан вариант с 76-мм артустановкой АК-176, АК-630, ЗРК «Кинжал», торпедными аппаратами калибра 650 мм, 1 вертолет в ангаре.
Проектирование корабля сопровождалось постройкой и испытанием самоходной масштабной модели КВП-11. Работы по проекту 10230 «Тур» были прекращены в середине 1980-х годов. В судьбе этого проекта определенную роль сыграл отказ ВМС США от реализации программы SES — создания быстроходного противолодочного корабля на воздушной подушке.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т 1600 – 2000
Длина, м 85,0
Ширина, м 17,0
Главная энергетическая установка дизель газотурбинная, 3 х дизеля и 2 ГТУ
Наибольшая скорость хода, узл. 55

ВООРУЖЕНИЕ

Зенитный ракетный комплекс «Кинжал» (боезапас 3 х 8 ЗУР)
2 х 30-мм автоматы АК-630М с РЛСУ «Вымпел»
4 х1 ПУ ПЛРК «Водопад»
Ангар и ВППл для вертолета Ка-27
ГАС с опускаемой антенной

Источники: old.nationaldefense.ru, А.Н.Соколов «Альтернатива. Непостроенные корабли Российского Императорского и Советского флота». «Военная Книга». Москва, 2008. и др.

МОДЕЛЬ ПРОТИВОЛОДОЧНОГО СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ НА СКЕГАХ ПРОЕКТА 10230 В ЦВММ
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРОЕКТА «ТУР»
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ, ФРЕГАТЫ)
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ