МОРСКОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «МИХАИЛ РУДНИЦКИЙ» ПРОЕКТА 05360
MARINE RESCUE VESSEL «MIKHAIL RUDNITSKY» PROJECT 05360

11.05.2017

В одной из бухт Кольского залива прошло плановое учение сил поисково-спасательного обеспечения Северного флота (СФ) по оказанию помощи условной аварийной подводной лодке, лежащей на грунте.
Основная цель учения — отработка взаимодействия экипажа автономного спасательного подводного аппарата АС-34 с расчётом главного командного пункта спасательного судна «Михаил Рудницкий» при проведении спасательной операции.
После спуска на воду с борта судна экипаж АС-34 выполнил элементы маневрирования в надводном и подводном положении, обнаружил условную аварийную подводную лодку и осуществил посадку на комингс-площадку. В качестве тренажёра использовался стенд-макет подводной лодки, находящийся на глубине более 50 м.
На учение привлекались военнослужащие и гражданский персонал управления поисковых и аварийно-спасательных работ СФ. Тренировка заняла несколько часов, в течение которых аппарат АС-34 успешно выполнил работы под водой и был возвращён обратно на борт.
Пресс-служба Северного флота

СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА 1855 «ПРИЗ»
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

31.06.2018
ФОТОРЕПОРТАЖ: МОРСКОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «МИХАИЛ РУДНИЦКИЙ» ПОКИНУЛО САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 22.05.2018

22 мая 2018 года морское спасательное судно «Михаил Рудницкий» проекта 05360 покинуло Санкт-Петербург и ушло в море. Это редкий гость морской столицы. Корабль постоянно находится на Севере, он входит в состав Северного флота.
Фоторепортаж о выходе судна «Михаил Рудницкий» из Санкт-Петербурга предлагаем вниманию читателей.
ВТС «БАСТИОН», 31.05.2018

МОРСКОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «МИХАИЛ РУДНИЦКИЙ» ПОКИНУЛО САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 22.05.2018


МОРСКОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «МИХАИЛ РУДНИЦКИЙ» ПРОЕКТА 05360

В 1967 году было принято решение о создание специализированных средств для спасения с подводных лодок. Также подразумевалось проработки по универсальному спасателю кораблю проекта 537 «Осьминог». Он должен был стать универсальным спасателем. В середине 1970-х было принято решение о его постройке. Было уже ясно, что он окажется очень дорогим и появиться на каждом флоте не скоро. Так решили создать более простой спасательный корабль на основе уже существующего проекта. Так возникли спасательные суда проекта 536. Это были первые суда на флоте, которые уже строили изначально как носители спасательных аппаратов.
В 1976 году на базе лесовоза пр.1590М был разработан проект поисково-обследовательского судна, оснащенного глубоководными аппаратами и оборудованием для поиска и обследования затонувших объектов (главный конструктор П.С. Возный). Под руководством главного конструктора В.С. Титова была выполнена модернизация этого проекта, по которому на Выборгском заводе было построено 4 судна.
За базу взяли гражданский проект лесовоза, в его трюме могли разместиться два любых специализированных аппарата ВМФ. На судно установили дополнительные рулевые двигатели, глубоководный якорь, аппаратуру для подводной связи и т д. Две грузовые стрелы могли поднять до 50 тонн каждая.
На судне было установлено специальное оборудование: 2 автономных подводных аппарата, 1 подводный колокол, аппаратура телевизионного контроля МТК-200.

«Михаил Рудницкий» являлся был головным судном проекта (заводской №571), его постройка была завершена в 1978 году на Выборгском ССЗ. Судно названо в честь конструктора ПЛ «М» и «К» контр-адмирала Рудницкого Михаила Алексеевича.
ПСС «Георгий Кузьмин» построено в 1978-79 годах на Выборгском судостроительном заводе. Судно названо в память начальника Главного управления кораблестроения ВМФ.
ПСС «Георгий Титов» построено в 1981-83 годах на Выборгском судостроительном заводе. В начале 2000-х годов ПСС Георгий Титов» довооружено английским дистанционно-управляемым ПА «Веном» с глубиной погружения 2000 метров.
В 1982-83 годах на Выборгском ССЗ было построено поисково-спасательное судно «Саяны». ПСС «Саяны» проходит службу в 79-м отряде спасательных судов ТОФ во Владивостоке в бухте Малый Улисс.

Спасательные подводные аппараты:
• Аппарат проекта 1839.2 АРС АС-32 – Эта серия предназначалась для работы на дне. Поиск затонувших объектов, их подъем и т д. Собственно для эвакуации с подводных лодок не предназначен. АС-32 пришел на СФ вместе с «Рудницким» и был самым новеньким из аппаратов этого проекта. Вступил в строй в 1986 году. Когда была последняя замена аккумуляторов не известно, но, похоже, задолго до 2000 года.
• Аппарат проекта 1855 Приз АС-34 – Также последний аппарат этой серии. Спущен на воду в 1989 году. Обладал всем необходимым для поиска лодок и проведения работ на дне.
Гидроакустическая станция пеленгования, гидролокационные станции бокового и кругового обзора, станции пеленгования до маяка ответчика, автономные навигационный комплекс и т д. По правилам этот аппарат должен был выходить к аварийной лодке в течении нескольких минут. Был направлен на «Рудницкий» уже на СФ.
Аппарат проекта 18270 Бестер АС-36 – Последний аппарат не только проекта, но и всей плеяды подводных аппаратов. Вступил в строй в 1996 году. Но базировался не на «Рудницком», а на однотипном с ним «Георгии Титове».

16.06.1979 г. судно «Михаил Рудницкий» вошло в состав 158-го дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов. Судно проводило испытания спасательных и рабочих аппаратов, искало упавшие самолеты и затонувшие корабли. Работало с глубоководными аппаратами «Поиск-2″ и «Поиск-6″ способными опускаться на глубины в несколько километров. На нем испытывались все поисково-спасательные аппараты ВМФ, прежде чем уйти на другой флот.
Судно находилось в зоне боевых действий в периоды:
- 21.11.1981 г. – 02.07.1982 г. (Египет);
- 23.11.1985 г. – 23.12.1985 г. (Египет);
- 10.01.1991 г. – 26.01.1991 г. (Ливия, п.Триполи).
20.08.1998 г. спасательное судно «Михаил Рудницкий» (вместе с автономным рабочим подводным снарядом «АС-32″ пр.18392, и автономным рабочим снарядом «АС-11″ пр.1837)был перечислен в состав 88-й бригады спасательных судов Северного флота.
В сентябре 1998 судно прибыло к новому месту базирования (г.Североморск), где и продолжило свою службу. С 1998 судно несёт службу в составе 88-й бригады СС КСФ. В 2000 году ПСС «Михаил Рудницкий» участвовал в спасательных работах на ПЛАРК «Курск».
На Северном флоте (СФ) 29 мая 2014 года началось крупномасштабное учение сил поисково-спасательного обеспечения (ПСО) по отработке спасения экипажей подводных лодок в случае возникновения различных аварийных ситуаций, сообщили в пресс-службе Западного военного округа. В учении, проходящем под руководством начальника штаба СФ вице-адмирала Николая Евменова, задействованы дизельная подводная лодка «Калуга», малый противолодочный корабль «Брест», поисковый отряд, включающий минно-тральные корабли, гидрографическое судно и буксирное судно, спасательный отряд в составе спасательного судна «Михаил Рудницкий» с подводными аппаратами АС-36 и АС-34 на борту, противолодочные вертолеты морской авиации Ка-27ПЛ, а также привлечена медицинская группа от медицинской службы СФ.
Экипажи спасательного судна Северного флота «Михаил Рудницкий» и спасательного глубоководного аппарата АС-36 в марте 2015 года совершенствуют навыки по оказанию помощи подводным лодкам на глубине. Тренировка проходит в Кольском заливе на глубинах до 60 метров. Перед экипажем спасательного аппарата АС-36 стоит задача посадить аппарат на комингс-площадку стенд-макета лежащей на грунте субмарины. Данный этап подготовки спасателей в акватории Кольского залива завершится через несколько дней отработкой взаимодействия при выполнении подводно-технических работ с операторами телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов «Веном» и «Тайгер», а также пилотами нормобарических скафандров «Хардсьюит-1200».
Мурманский 35 судоремонтный завод, являющийся филиалом Центра судоремонта «Звездочка», в маее 2015 года завершил работы на поисково-спасательном судне Северного флота «Георгий Титов» проекта 05361. «Завершены работы по восстановлению работоспособности грузоподъемных устройств судна – спасателя управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота «Георгий Титов» с полной заменой канатно-блочной системы», -сообщил представитель предприятия Александр Макаров. Он отметил, что судно «Георгий Титов» передано флоту и в ближайшее время начнется ремонт похожего судна Черноморского флота – «Михаил Рудницкий» проекта 05360.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение: 7960 т.
Длина – 130,3 м,
Ширина – 17,3 м,
Осадка – 5,9 м.
Силовая установка: 1 дизель, 6100 л.с., 1 вал.
Скорость хода максимальная: 15,8 узлов.
Дальность плавания: 6500 миль при 14 узлах.
Экипаж: 96 чел. экипаж + 40 чел. пассажиров.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

2 автономных подводных аппарата,
1 подводный колокол,
аппаратура телев. контроля МТК-200.

Источники: flot.sevastopol.info, Пресс-служба Северного флота, oosif.ru, www.arms-expo.ru, FlotProm и др.

МОРСКОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «МИХАИЛ РУДНИЦКИЙ» ПОКИНУЛО САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 22.05.2018
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА 1855 «ПРИЗ»
ВЫБОРГСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД